Я никогда не был частью этого, но был частью чего-то похожего, что до сих пор вспоминаю с тоской и сожалением — для меня это давно с концами ушло.. в общем, неожиданно приятно было ночью это читать Двадцать лет - это мало или много? Смотря для чего, скажете Вы. Но наш век столь недолог, что двадцать лет - это однозначно много. Есть о чём подумать и есть кого вспомнить. "В это день двадцать лет назад..." - так начинаются многие истории. Попытаемся поддержать традицию. Итак, в этот день двадцать лет назад я вошёл в Нескучный сад через покосившиеся и вросшие в землю старинные чугунные ворота (лет 5 назад их заменили на новые, говорят, отлили по историческим образцам). Я вошёл, чтобы найти Эгладор, московскую тусовку толкинистов и ролевиков... Я её нашёл. У меня есть синяя свеча, я купил её в декабре 98-го, после исполнения Алькором на менестрельнике в Форменосе баллады "Две свечи", сейчас я её зажгу - ей пора сгореть. Вид сюрреалистический: работающий комп, светящийся моник и горящая свеча. * Чем стал для меня Эгл? Он же Эльфятник или Поганище... Сказать, что моя жизнь изменилась - это не сказать ничего. Она менялась у всех, кто приходил туда и ОСТАВАЛСЯ там на какое-то время. На несколько месяцев, год, два, несколько лет... Многие из моих знакомых тех лет не любят вспоминать то время, чуть ли не стыдятся его. Ведь тогда мы были "толчками", изгоями мира нормальных людей, где по той или иной причине не находили себе места. Та же Хелависа в одном из интервью утверждала, что никогда не имела никакого отношения к ролевому движению. Ага. Угу. Два раза. Так и хочется сказать: "А не тебе ли, сударыня, я мог крикнуть через всё Поганище: "ХЕЛКА, ПРИВЕТ!!!"?" Но это будет неправдой, так как я не дружил с Хелависой. Однако этот вопль у меня записан на одной из "подкустовых" аудиокасет, на которые мы записывали песни менестрелей прямо на Нескучнике, чуть ли не пихая диктофоны певцам под нос, и получается, что я МОГ дружить с Хелависой, но имел тогда там немного другой круг общения - не с её компанией больше времени проводил, а с соседней. Правда, она не одна такая. Вспоминать этот период жизни не хотят многие. Кто-то стыдливо переводит разговор на другую тему, кто-то дистанцируется от того времени фразой: "Ой, давно это было и глупо было всё!" Я долго не мог понять этого феномена. Ведь тогда мы были моложе, искреннее, наивнее. Мы были романтичнее и у нас в глазах были если не звёзды, то искры. Нас будто бы окружала и связывала какая-то совместная тайна, сопричастность к чему-то. Было что-то, что позволяло слегка свысока и с усмешкой смотреть на всех остальных, на тех, кто не имел своей тайны, своего Союза, своего ТАЙНОГО МИРА и жил обычной жизнью. Теперь мне кажется, что я знаю ответ на этот вопрос. Выше я написал, что те, кто оставался на Эгле достаточно долгое время, менялись. Они не были теми прежними, кто приходил на Нескучку. Нескучка затягивала. Она не отторгала, но и не удерживала - многие понимали, что "это" не для них и уходили сами, побывав там раз или два. Но многие и оставались. Мы отличались от других и отличались сильно. Как бы это высокопарно ни звучало - души у нас были обожжённые. И кровоточащие, порою. На Нескучнике оставались те, кто просто не мог нигде больше чувствовать себя комфортно. Проблемы были у всех, у кого-то не очень серьёзные и эти люди не задерживались надолго - меняли Эгл на какую-нибудь другую тусовку, в которой так же уютно чувствовали себя - таким людям было почти всё равно, где быть и с кем быть. В конце 90-ых податься можно было много куда: реперы, скины, металлисты, хиппи... Потом появились эмо и готы. Оставались же на Эгладоре те, кто комфортно чувствовал себя, уходя от реальности в мир более высокий, что ли... Где продолжали ценить честь, отвагу, доблесть, красоту, любовь и дружбу. О да, там мы могли любить и ненавидеть, внутритусовочные проблемы для многих были куда важнее проблем пожизнёвых. И там ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОГЛИ ВЫЗВАТЬ НА ДУЭЛЬ из-за того, что разошлись во мнениях на историю Средиземья, ибо Толкин пишет одно, а Ниенна - другое. Доказать правоту аргументов не хватает, но под рукой есть и иной аргумент - деревянный меч или текстолитовая шпага. Ну так к барьеру же, сукин ты сын! Дерёмся до десяти хитов по Эгладорским правилам или до остановки боя за явным преимуществом одного из поединщиков - это если вопрос уж очень серьёзный на обсуждении стоит. Победа или поражение не докажут правоты кого-либо, но за слова и убеждения нужно отвечать, ИБО ТЫ ЗНАЛ КУДА ШЁЛ. Не нравится? За территорией Нескучки обычная жизнь, можешь проваливать туда - никто не держит. Мы лечили свои души - души изгоев. У кого-то дома вечно пьяная мать и пожрать есть только картошка, но здесь он или она благородный рыцарь или прекрасная эльфийка, пусть и плащ сделан из занавески. Кого-то травили в школе так, что, и окончив её, и поступив в универ, он или она просто не могут общаться со сверстниками и одногрупниками, потому что вечно ждут травли или удара, но ведь здесь об этом никто не знает... Тут не знают, что его или её можно в два счёта довести до слёз и тут, где об этом никто не знает, можно чуть ли не "начать жизнь заново, с чистого листа" и стать таким или такой, каким всегда мечталось: весёлым, честным и открытым, всех любить не за что-то, а просто так, за то, что они есть и они не занимаются травлей тебя, всегда быть готовым или готовой всем помочь. Мы не отвергали ценности материального мира ("общества потребления", как сказали бы сейчас), но они были не важны для нас. У нас были более высокие ценности и принципы, которым мы следовали - это был своего рода фетиш, иметь жизненные принципы, в то время как это было не современно и не модно. Вот такими были те, кого цеплял Эгладор - единственная молодёжная тусовка, полностью оторванная от реальности и гордящаяся этой оторванностью, сознательно не пускавшая реальность и "обычную жизнь" в наш мир. Сейчас кто-то из нас чего-то добился, кто-то не добился ничего и просто живёт - плывёт по течению. И многие из нас очень не хотят вспоминать то время, ведь тогда мы скрывали от всех свои реальные проблемы, уходили от них. Тогда у нас дико болели души и мы пытались их хоть как-то залечить, собравшись в кучу себе подобных. Вспоминать об этом больно. Даже сейчас, хоть и двадцать лет прошло. А вспоминать свою боль и переживать её заново многим не хочется. Поэтому и произносятся фразы вроде "никогда не имела отношения к ролевому движению" и "давно это было и глупо" - Врёте. Не так уж и давно. И совсем не глупо. Ниже приведена ссылка на статью доцента ПСТГУ П.Ю. Малкова «Путешествие в Эгладор», которая посвящена исследованию религиозного феномена «толкиенизма». Человек явно смотрит со своей златоглавой религиозной колоколенки, но довольно точно описывает Эгладор образца 97-98 годов. Статью он написал году в 98-ом, но дополнил и подправил её в 2009-ом. Он автор - его право. Я привожу её здесь не столько для тех, кто сочтёт нужным прочесть написанное мною, сколько для себя, а то вечно она где-то теряется у меня в документах.